Храм Божий по своему внешнему виду сильно отличается от других зданий. В основании храм Божий часто имеет форму креста, так как Крестом Спаситель избавил людей от власти сатаны. Часто он устраивается в виде корабля. Символ корабля показывает нам, что Церковь, как корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Божием. Порой в основании лежит восьмиконечная звезда или круг. Восьмиконечная звезда, подобно путеводной звезде, светит нам в ночи. Символ круга — знак вечности и неразрывности обета, заключенного Богом с людьми.
Храм завершается сверху куполом. Купол в форме луковицы олицетворяет собой небо. Часто купол украшен звездами. Венчает купол крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто венчает храм не одна, а несколько глав.
Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе. Три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех Евангелистов: Марка, Луку, Матфея, Иоанна Златоуста. Семь глав — семь таинств и семь Вселенских соборов. Девять глав — девять чинов ангельских. Тринадцать глав ставят во имя Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Иногда встречается и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает верующих на молитву и возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В сред¬ней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылаются тяжко согрешившие для исправления и покаяния. В притворе стоят свечные лавки, в которых можно подать записки о здравии и упокоении, заказать молебны, купить свечи. Перед входом в притвор расположена паперть — возвышенная площадка.
Христианские храмы строятся алтарем на восток. С востока с восходом Солнца в мир входит Господь Иисус Христос, Который Сам есть Солнце и Свет и Тетю. Иисус Христос — «Солнце Правды», пришедшее с «высоты Востока».
Каждый храм посвящен Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия. Если в храме несколько алтарей, то каждый алтарь освящается в память святого или особого праздника. Алтари, кроме главного, называются при¬делами.
Налево от престола, в северной части алтаря, стоит еще один стол. Это жертвенник, на котором приготовляются дары для таинства Причащения.
Алтарь отделен от среднего храма особой перегородкой. Эта перегородка называется иконостасом и уставлена иконами, расположенными в особом порядке. В алтаре имеются трое врат.
Самые большие — средние врата — называются царскими вратами. Через них проходит невидимо Сам Господь Иисус Христос, Солнце Правды и Царь Славы в Чаше со Святыми Дарами.
В эти двери никому не дозволено проходить, кроме священнослужителей. Боковые двери — северную и южную — называют диаконскими, в них во время службы входят и выходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя. Налево — Божией Матери, далее размещаются образа особо чтимых святых. Справа от Спасителя расположена храмовая икона. На ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Иконы размещаются и по стенам храма в особых рамах — киотах и на аналоях. Аналой — особый столик с наклонной поверхностью, который покрыт освященными покровами.
Самая важная часть храма — алтарь. Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Устраивается алтарь на возвышении. В алтаре совершаются богослужения и находится главная святыня — престол, на котором таинственно присутствует Сам Господь и совершается таинство Причащения Тела и Крови Господней.
Престол представляет собой особо освященный стол, покрытый снизу белым полотном и сверху — дорогой цветной тканью. На престоле лежат священные предметы: Плащаница, Евангелие, Крест. К этим священным предметам могут прикасаться только священно¬служители.
Место за престолом у восточной стены алтаря называется горним (возвышенным) местом. Оно обычно делается возвышенным.
Перед иконостасом имеется возвышение, которое называется солея. Середина солеи — полукруглый вы¬ступ перед царскими вратами — называется амвоном. Здесь диакон произносит ектении и читает Евангелие. С амвона читаются проповеди и житие святых. С амвона Святое Причастие преподается верующим.
Возле стен, по краям солеи, справа и слева, устанавливаются клиросы дм чтецов и хоров. Рядом с клиросами ставятся хоругви, или иконы на шелковой материи, повешенные на золоченых древках и имеющие вид знамен. Хоругви выносят во время крестных ходов и несут впереди всех верующих. В кафедральных соборах, а также при архиерейском служении посреди церкви ставится амвон архиерейский, в котором архиереи облачаются и стоят в начале литургии, во время молебнов и панихиды в породительскую вселенскую субботу.
Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие христиане ставят свечи во время молитвы. С потолка свисают паникадила со множеством свечей или электрических ламп, которые зажигают в особо торжественных богослужениях.
В храме стоит и канунник или канун перед Распятием Христовом. На канун кладут помины об усопших, служат панихиды и литию. Перед Распятием ставят свечи за души усопших православных христиан.
Для молебного пения ставится аналой с иконами тем святым, которым служат молебен по требам. Ставится чаша для малого освящения воды и подсвечник.
Устройство православного храма (сестры Соболь)
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12016-01-23 22:37:32
Страница: 1