Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе, чтобы их кончики были вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как в единую и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий имеет две природы — Божественную и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить знамение на лоб, на живот, на правое И плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые крестят себя пятью пальцами или кланяются, не окончив креста, или машут рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно,
с верой и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божескую благодать. В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
• В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу» - три раза и в середине на «Аллилуйя» - три раза.
•В начале пения или чтения «Верую».
• На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
•В начале чтения священного писания:Евангелия, Апостола, паремий.
Креститься с поясным поклоном следует:
• При входе в храм и при выходе из него — три раза.
• При каждом прошении ектений после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
• При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
• При словах «Приимите, ядите», «Пиите от нея все», «Твоя от Твоих».
• При словах «Честнейшую Херувим».
• При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
• Во время чтения или пения «Аллилуйя», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при словах «Слава Тебе, Христе Божий», перед отпустом — три раза.
• Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
• При окончании пения или чтения каждой стихиры.
• На литии после каждого из первых двух прошений ектений — три поклона, после двух остальных — по
одному.
Креститься с земным поклоном следует:
• В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
• В пост на утрени после каждого припева и песне Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
• На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть».
• По окончании пения «Тебе поем».
• После «Достойно есть» или задостойника.
• При словах «Святая святым».
• При словах «И сподоби нас, Владыко» перед пением «Отче наш».
• При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
• В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и на великопостной вечерне совершаются три поклона.
• В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего».
• В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
• При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа», «И да будут милости Великого Бога».
• При словах дьякона «И во веки веков», после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого.
Не допускаются земные поклоны:
• В воскресные дни, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
• При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы наша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы без крестного знамения, а на литии все вместе читают молитву, в которой молятся обо всех присутствующих, приклонивших головы.
Молитва заканчивается словами, в которых воздается слава Святой Троице.