Медовый спас
В различных регионах Медовый Спас также могут называть Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей. Поэтому в Медовый Спас принято святить не только мёд, но и воду, и еще - мак.
Медовый Спас называют так потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом - «На первый Спас и нищий медку попробует!». А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в рука - они получали «ребячью долю».
Маковым Спасом называют 14 августа вот почему. 14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей или Маковый Спас — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.
Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые. Первый Спас называют Мокрым, потому что, по установлению Церкви, в этот день совершались крестные ходы на воду, молебны и водосвятия на реках, озерах, освящались колодцы. Купание в освященной воде считалось полезным для людей (от лихорадки, от сглаза и пр.) и скота (особенно лошадей). Интересно, что место, где совершалось водосвятие, могли называть Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью. Говорили даже, что «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся». Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купали в последний раз. Если после Первого Спаса выкупать лошадь,— объясняли крестьяне,— то она не переживет предстоящей зимней стужи, у нее «кровь застынет».
В Медовый Спас каждый человек старался пойти в церковь и освятить мед. В народе говорят, что такой мед имеет особенную целительную силу. Он способен поднять на ноги даже тяжелобольного человека.
К тому же, освященный мед способен исполнить любое желание, только загадывать свое желание нужно именно на первую ложку. Кстати, первый Спас называют медовым именно потому, что в это время соты заполнены медом и пасечники начинают собирать урожай.
Именно с этого дня в народе начинали высевать озимые культуры. Старики утверждали, что если начать сеять раньше, то урожая не будет вообще.
Накануне Маковия готовят «маковийский цветок»: букет, состоящий из разных цветов и растений, включая мяту, чабрец и календулу. Каждое растение обладает своим магическим значением, и их все вместе, с несколькими головками мака, освящают в церкви. После этого освященные маковые головки хранят дома для спокойствия и благополучия в семье. В народной медицине букетик сухих головок ставят у кровати тех, кто страдает бессонницей – для спокойного сна.
Весной освященный мак рассеивают на огороде, а девушки вплетают в волосы засушенные цветы – для того, чтобы не выпадали волосы.
На Маккавей вдовам помогай — слабому помощь, а тебе счастье. Эта примета была обязательной для всех людей, живущих в деревнях. Вдовам и так тяжело живется. Вся работа, и мужская, и женская, на ее хрупких плечах. Считалось, что тот, кто в этот день совершенно бескорыстно наколет дров такой женщине, принесет воды или еще каким-либо образом поможет, обязательно будет счастлив в жизни, и никогда не будет голодать.
После первого Спаса в воду не заходят. Согласно народному календарю именно в этот день начинается настоящая осень. Тепло идет на спад, ночи становятся холодными, а вода в водоемах уже не нагревается так, как летом. В настоящее время стоит аномальная жара, люди продолжают купаться в реке даже в сентябре, но раньше было именно так.
В первый Спас любой бабий грех простится. Женщины всегда верили в эту примету. Поэтому в этот день они обращались с молитвой к своему Ангелу-хранителю с просьбой помочь отмолить свои грехи. Но считалось, что если женщина сама себя не простит, то и Ангел ей помочь не сможет. Сначала нужно простить себя, а потом обращаться за прощением к Высшим силам.
Медовый Спас новые колодцы освящает. В старину старались выкопать колодец и довести его до ума именно к этому празднику. Мало того, до того, как колодец освятят на Медовый Спас, из него воду не брали. Считалось, что освященный в этот праздник колодец будет всегда радовать своих хозяев чистой и целебной водой. Даже навредить и отравить воду в таком колодце никто не сможет.